На перемене продолжается обсуждение насущных вопросов. Фото: Руслан Никонов, «КЗ». На перемене продолжается обсуждение насущных вопросов. Фото: Руслан Никонов, «КЗ».

Мы не лучшие, мы – первые!

Автор: Миляуша Сиразетдинова

- Накануне юбилея давайте вспомним, Вячеслав Юрьевич, с чего начинался лицей №1?
- С чего начинался лицей? Конечно, с талантливых учителей, которые создавали лицейские традиции. Они очень много сделали для того, чтобы лицей состоялся как учебное заведение. Их было немало, но все-таки я хочу отметить тех, кто внес наибольший вклад в его развитие. Это замечательные учителя, профессионалы своего дела – математики Тамара Егоровна Зубарева, Люция Махмутовна Камалеева, Мария Кирилловна Аникеева, филологи Наталья Ивановна Ивахненко, Розалия Салахутдиновна Закирова, Валентина Петровна Мартынчук, химик Фида Хузиевна Усманова, биолог Наталья Александровна Шестакова, учителя иностранных языков Альфина Ханифовна Гиниятова, Тамара Яковлевна Зонова, учитель физической культуры Александра Сергеевна Дорофеева. Долгое время очень грамотно руководила учебно-воспитательным процессом Тамара Николаевна Панцарникова. Может, я перечислил не всех, в газетном формате это невозможно. Но на одном человеке хочу остановиться в особенности. Это учитель географии Вера Ахметовна Минаева. Лицей, во многом благодаря ее стараниям, постоянно входит в республиканские и всероссийские рейтинги. Она практически каждый год готовит победителей или призеров финала Всероссийской олимпиады школьников. Хотя уже не ведет уроки, а только занятия в ресурсном центре при лицее. Увлеченный, талантливейший педагог, впрочем, как и все вышеперечисленные  учителя. Есть еще два учителя в лицее, которые работают до сих пор со дня его основания. Это один из лучших физиков города Алевтина Владимировна Корнилаева и человек старой закалки, мастер спорта СССР, учитель физической культуры Виктор Николаевич Куршев. Впрочем, хвалить своих коллег я могу бесконечно!

Есть яркие учителя-гении, которые своим вдохновением, глубиной и оригинальностью мышления зажигают интерес к предмету, а бывают трудоголики.

Если вспомнить историю лицея, то вопрос об открытии первого инновационного учебного заведения был поставлен педагогической общественностью на августовской конференции 1990 года. В июне 1991 года соответствующее решение было принято исполкомом горсовета народных депутатов. А 1 сентября первые лицеисты сели за парты ... Школы рабочей молодежи. Потому что поначалу лицей располагался в здании ШРМ. Утром здесь учились лицеисты, в вечернее время – рабочая молодежь. Позднее, когда освободилось здание ПТУ-139, мы переехали на улицу Ленина. Причем, и здесь несколько лет нам пришлось соседствовать с башкирско-турецким лицеем...
Вначале к лицею было двойственное отношение. С одной стороны, многие радовались тому, что наконец-то появилось в городе образовательное учреждение для талантливых детей, с другой – это был серьезнейший вызов для школ. Лучшие учителя, ученики стали уходить в лицей, а престиж школ надо было как-то сохранять. Только время расставило все на свои места. Когда перестали ставить школы и лицей в одну плоскость, колкости типа «вы набрали тех, кто хочет учиться, попробуйте поработать с теми, кто учиться не хочет» сошли на нет. Да, по логике, лицей - муниципальное общеобразовательное учебное заведение, но возможностей-то у нас больше. У нас конкурсный отбор, а школам приходится принимать всех детей по микрорайону. Кстати, мы на себе испытываем то же чувство сожаления, когда от нас уходят лицеисты после девятого класса. Бывает,  массово – до десяти человек из числа лучших уезжают в школы-интернаты при МГУ, Санкт-Петербургском и других федеральных университетах.
- Вы собрали под крышей лицея уникальный состав учителей-профессионалов. Они готовят выпускников, которые из раза в раз побеждают и получают призовые места на Всероссийской олимпиаде школьников, с легкостью сдают ЕГЭ, без труда поступают в престижные вузы страны. Как подбираете учителей?

- В лицей очень трудно подобрать учителя. Под наши критерии могут попасть многие, но не все хотят работать в силу того, что в лицее нужно действительно трудиться в поте лица и даже больше. Каждый понимает, что за достижениями лицея, который регулярно из года в год становится победителем всевозможных ТОПов, стоит, прежде всего, огромный труд учителей. Сказывается и то, что сильные педагоги привязываются к своим учебным заведениям. Потом, они в своей школе – звезды, а в лицее авторитет надо зарабатывать с нуля. Тут и своих звезд хоть отбавляй. Хотя у нового учителя уже на второй год, бывает, появляются победители республиканских конкурсов, по той простой причине, что с лицеистами легче и интереснее работать.  Стимулы есть! Сбывается мечта учителя – постоянно ощущать результаты вложенного труда. При отборе мы, конечно, смотрим, чтобы учитель был успешным. Однако самое первое условие – это любовь к детям, второе – профессиональный уровень. Есть яркие учителя-гении, которые своим вдохновением, глубиной и оригинальностью мышления зажигают интерес к предмету, а бывают трудоголики. Последние, кстати, стабильно добиваются высоких результатов за счет кропотливого, повседневного труда. Потому что у них есть система. В лицее были и есть разные педагоги, но нет средних учителей. Каждый из них – профессионал высокого класса. Каждый – Личность. От этого не уйдешь.
- Считается, что в лицей трудно поступить,  а еще труднее учиться. В школьной системе строго относятся к учебной нагрузке – не более 37 часов в неделю в старших классах, а у лицеистов нет перегрузок?
- Когда нам говорят: ваши дети перегружены, мы не отрицаем. Да, в лицее требования высокие по каждому предмету. Учителя настолько профессиональны, что каждый  требует  максимума. Мы считаем, что снизить нагрузки можно за счет переключения с одного вида деятельности на другой. Несмотря на загруженность, лицеисты успевают и успешно учиться, и заниматься спортом или искусством. Я не могу сказать, что для тех, кто хочет учиться, кому нравится этот стиль жизни, – это тяжело. Нет, это нормально.  Учащиеся два раза за год сдают экзамены на сессиях. За шесть лет обучения мы охватываем практически все предметы учебного плана. У лицеистов вырабатывается привычка быть готовыми всегда, потому что тебя могут спросить на любом уроке.  Это здорово помогает в вузе, где если ты упустил что-то – к зачету или даже к экзамену тебя не допускают. Да, нагрузки сильные, да, требовательность высокая. Но, кроме учебы, учащиеся проводят прекрасные праздники, результативно участвуют во многих творческих конкурсах. Наши лицеисты – разносторонние ребята – не ботаники, однозначно. По спорту лицей №1 – одна из лучших образовательных организаций в городе. Практически во всех соревнованиях, где мы участвуем, получаем первые или призовые места. О своих коллегах также с гордостью могу сказать, что это тоже очень спортивные люди. Так, в прошлом году мы заняли первое место по волейболу и общее второе место в спартакиаде «Здоровье». Как бы подытоживая сказанное: да, учиться в лицее сложно. Но мы умеем не только работать, но и отдыхать. Вот этого не отнимешь, юмор сильнейший, праздники замечательные.
- По большому счету, многое зависит от личности руководителя. Как Вам на протяжении долгого времени удается удерживать лицей в числе лучших учебных заведений республики, страны, несмотря на огромную конкуренцию?
- Я в свое время ушел из системы образования на производство. Стояли непростые 90-е годы. Казалось, что в образовании уже делать нечего, про школу забыли. Когда в городе приняли решение открыть лицей, вышли на меня с предложением его возглавить. Уговаривали, я не соглашался, с автозавода не хотели отпускать. Но когда пообещали: сами будете набирать учителей, учеников, сами определять программу, плюс ко всему 70% надбавки коллективу, подумал: а почему бы и не попробовать? В лицее я будто обрел второе дыхание. Считаю, что вместе со мной правильный выбор сделали  и педагоги, которые решились на шаг в неизведанное. Зато они получили шанс работать с сильными учениками, развиваться, видеть результаты своего труда... Задумываться о том, какие мы молодцы, нам некогда. Мы работаем  и желаем добиться еще больших успехов, еще более активного движения вперед. Это Процесс. Или скажем, Характер, который с Личности начинается. С личности директора, учителя, ученика. И если всегда ставятся задачи только максимальные, коллективу приходится их решать с предельной отдачей. И в лицеистах мы  воспитываем дух победителя. Это не то, чтобы стать первыми любой ценой. А в смысле: если ты берешься за дело, то должен выполнить его качественно, на совесть. Мне мой тренер когда-то внушил: хотите победить – вы должны быть на голову выше. Тогда никакой судья подсудить не сможет. А если при равной игре будете в кровь биться и проиграете, кто вас поругает? Никто!
- В образовании всегда было сложно с финансированием. А лицей №1 вроде бы не испытывает подобных трудностей: недавно провели капитальный ремонт здания, расширились за счет нового корпуса. Сами зарабатываете или шефы хорошо помогают?
- Новый корпус вошел  в программу перехода на односменное обучение. Есть такая дорожная карта в городе. Соответственно под нее администрацией были запрошены деньги. И республика выделила нам финансы на ремонт крыши. Помог  фонд «Урал», оказали поддержку шефы. Мы сами затратили  массу средств  из родительского фонда и заработанных лицеем денег. В итоге привели этот корпус в порядок. Однако требуется тёплый переход между зданиями. Вообще, городские предприятия в помощи нам никогда не отказывают, очень поддерживают родители. Помогают если не деньгами, то техникой, рабочими руками. Здесь, конечно, есть свои нюансы. Не хочется, чтобы помощь строилась  по известному принципу: «баш на баш» или «ты – мне,  я – тебе». Мы никогда не переступаем эту грань. В любом случае это может печально закончиться, поскольку «сильные» дети поступают сами, а со «слабыми» приходится расставаться, если они не в силах освоить лицейскую программу...  
- Каким видите будущее лицея?
- Если говорить о ближайшем будущем, то в  перспективе планируем набирать в лицей учеников с пятого класса для того, чтобы обеспечить преемственность в обучении. То есть первую ступень  - начальную школу ребята заканчивают в школе и переходят в лицей, чтобы дальше учиться по лицейской программе, где с первых же дней начинается углубленное изучение математики. Кстати, на любом из направлений, а их у нас три: физико-математический, химико-биологический и социально-экономический, математика является профильным предметом. Сегодня перед нами стоят и такие цели, как дальнейшее оснащение лицея электронным, мультимедийным оборудованием, увеличение количества учебных кабинетов. Задач много, они возникают из повседневных потребностей. Есть и стратегические. В одном из стихотворений я когда-то написал, что наш любимый лицей заслуживает лучшего внешнего вида, более современных условий для обучения, новейшей оргтехники. И буквально через два-три года был сделан капитальный ремонт зданий и помещений, получено немало необходимого оборудования. То есть, мечты сбываются. Только надо стараться искать пути к их осуществлению. Ведь, как известно, под лежачий камень вода не течёт!

Вячеслав Юрьевич Гареев – бессменный директор лицея.
Вячеслав Юрьевич Гареев – бессменный директор лицея.
Порой лицейские диспуты выходят за рамки урока. Фото: Руслан Никонов, «КЗ».
Порой лицейские диспуты выходят за рамки урока. Фото: Руслан Никонов, «КЗ».

Другие статьи

Юные футболисты со своим тренером Римом Закирьяновым. Фото: Александр Новиков. Футбольные страсти
Автор: Александр Новиков
Нефтекамская делегация. Фото  из архива форма Ради интернет-безопасности
Автор: Елена Аллаярова
Яна Габбасова получила грант на обучение в Нью-Йоркской киноакадемии. Я музыкой живу!
Автор: Елена Аллаярова
Дипломы с отличием получили 18 выпускников. Фото: Елена Аллаярова, «КЗ». В добрый путь!
Автор: Елена Аллаярова
Без воды на мокром месте Без воды на мокром месте
Автор: Наиль ФАХРЕЕВ
Ах, русские танцы! Сколько в них задора, огня, светлой, игривой радости, залихватской удали и любви к Родине! Фото: Руслан Никонов, «КЗ». Поёт душа в сиянии России
Автор: Анатолий Буторин
Зрители оглушительными овациями поддрживали каждого гармониста- видно, народ истосковался по живой народной музыке, по гармони. "Играй,гармонь!" по-нефтекамски
Автор: Миляуша Сиразетдинова
Дом престарелых удивил комиссию обилием снежных фигур. Фото: Руслан Никонов, «КЗ». Гирлянды, ёлки, петухи...
Автор: Наиль ФАХРЕЕВ
Горожане весело отметили праздник в парке культуры и отдыха. Фото: Руслан Никонов, «КЗ». Май шагает по стране
Автор: Елена Аллаярова
Дружная троица из школы №16 Диана Карамова, Полина Абдулгареева и Инна Сомова признается: Сдать ЕГЭ и спать спокойно
Автор: Миляуша Сиразетдинова