Теперь врачи по графику дежурят в кабинетах неотложной помощи, ведут приём больных с высокой температурой, высоким артериальным давлением, болями неясного генеза, выписывают больничные. Теперь врачи по графику дежурят в кабинетах неотложной помощи, ведут приём больных с высокой температурой, высоким артериальным давлением, болями неясного генеза, выписывают больничные.

Первые результаты

Автор: Зиля АМИРОВА

В последнее время всё чаще мы слышим понятие «Бережливое производство». Входит в наш лексикон и такое понятие как «Бережливая поликлиника». Что это такое? С какой целью это вводится, и насколько оно реально в масштабах нашего города? На эти и другие вопросы мы попросили ответить главного врача Нефтекамской городской больницы А.З.Кузнецову.
- Альбина Зуфаровна, итак, что же это такое «Бережливая поликлиника»?
- «Бережливая поликлиника» - это масштабный проект, осуществляемый во многих регионах страны госкорпорацией «Росатом» совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации. Принципы бережливого производства внедряются постепенно во всех поликлиниках городской больницы – в них действуют кабинеты неотложной помощи, выписки льготных рецептов, сестринские посты (более подробно о них я скажу чуть позже). Более широкий объём работ по реализации этого проекта проведён в поликлинике №1.
- Какие цели призван достичь проект бережливого производства? И насколько это применительно в учреждениях здравоохранения?
- Он призван повысить эффективность работы лечебно-профилактических учреждений и общую доступность медицинской помощи. Суть проекта заключается во внедрении принципов Производственной системы Росатома (ПСР) в амбулаторно-поликлиническом звене медицинских учреждений. Если сказать коротко - проект призван в разы сократить очереди, ускорить сдачу и выполнение анализов, упростить запись к врачам, обслуживать гораздо больше пациентов при том же количестве ресурсов.
Хочу сразу отметить, что «Бережливая поликлиника» – это проект не экономии денег, а проект экономии времени пациента и оптимизация работы врача.
Да, этим проектом не решить проблему нехватки врачей в России и, в частности, в Нефтекамске, не поднять уровень заработной платы медработников и так далее. А что тогда мы можем решить? Проблемы неравномерной загрузки врачей и медицинского персонала, пересечения потоков больных и здоровых пациентов, платных и бесплатных услуг. Также можно добиться сокращения времени как записи на приём к врачу, так и очередей, увеличения времени работы врача непосредственно с пациентом во время приёма.
- Звучит всё, конечно, красиво. Насколько мне известно, работа по осуществлению проекта уже активно ведётся. Что на сегодня конкретно сделано?  
- Для того, чтобы понять, что именно сделано, давайте вспомним, какова была ситуация всего несколько месяцев назад. К примеру, возьмём поликлинику №1, детскую и стоматологическую поликлиники. К регистратурам были большие очереди из больных, которые подолгу стояли к окошку, регистраторы искали карточку, кто из них свободен, нёс в кабинет врача. Затем очереди выстраивались у кабинетов врача. Теперь эти регистратуры переоборудованы полностью под формат открытой, картохранилище закрыто. Регистраторы работают без барьера – не через высокую стойку и окошко, как было, а сидя за компьютером, непосредственно с пациентом, который тоже располагается на стуле напротив. Запись к врачу практикуем по Интернету, телефонам единой службы, через инфоматы. Напомню, номер единого колл-центра по республике – 1301, а городского, в котором восемь операторов работают с 8 до 20 часов, – 3-06-07. Теперь к врачу можно записаться, не выходя из дома, что, кстати, большинство граждан и делает. Поэтому в картохранилище названных поликлиник поступает информация, что такой-то больной записан к врачу и все карточки поднимаются в кабинет заранее. Для этого предусмотрен отдельный сотрудник. На первом этаже у регистратуры оборудовали зону ожидания: в отремонтированном холле разместили кресла. При входе пациент в терминале берёт талон на электронную очередь, садится в удобные кресла и ждёт своей очереди, которая громко объявляется. Согласитесь, условия пребывания и ожидания сейчас комфортные. Также продумана навигация пациентов, визуализация информации – помните, раньше наклеенные везде бумажки, облепленные окна регистратуры, теперь – современные стенды, «раскладушки», телевизор над лифтом (в поликлинике №1). К тому же с внедрением «Открытой регистратуры» появилась новая должность – администратор регистратуры, который регулирует поток больных и со всеми вопросами больные обращаются к нему.
В планах по этому же принципу построить работу регистратур остальных поликлиник.
- То есть работа была начата с регистратуры?
- Я бы сказала, это стало одним из заключительных аккордов, потому что внедрение проекта «Бережливая поликлиника» - работа не одного месяца, и она была начата уже несколько лет назад и внедрялась постепенно. Возможно, поэтому пациенты не связывают все преобразования в одно общее дело и порой даже не замечают их.
Например, несколько лет назад из всех поликлиник мы убрали оказание платных услуг. Это тоже элемент бережливого производства, потому что люди, проходящие медосмотр и заплатившие деньги за это, как правило, не учитывали, что платные медосмотры проводились только после 16 часов, а шли в любое время, что, безусловно, вызывало недовольства остальных пациентов, отрывало врачей от приёма больных и так далее. Переведя эти услуги в хозрасчётное отделение, мы тем самым сняли существующую напряжённость.
Про сестринские посты, организованные не только в первой поликлинике, но и во второй и третьей поликлиниках, хочу сказать одно – это настоящий элемент бережливого производства. Практически уже все больные теперь знают, что, идя на приём к врачу, первым делом следует попасть на сестринский пост. Заполнение анкеты, запись антропометрических данных, измерение температуры, давления – это всё делает медсестра, потому врачу остаётся гораздо больше времени для работы с пациентом. Также на сестринский пост теперь можно подойти для заполнения санаторно-курортной карты, взять здесь направления на необходимые обследования, анализы, затем опять-таки медсестра заполнит оборот санаторно-курортной карты, и врачу остаётся только обозначить диагноз и подписать.

Рустэм Хамитов, Глава РБ:
«Принципы бережливого производства в системе здравоохранения направлены на оптимизацию приёма пациентов и проведения процедур за счёт правильной организации работы служб»


- В одно время в редакцию поступали жалобы пациентов о том, что к участковым врачам невозможно попасть с болями, температурой, высоким давлением в день обращения…
- Да, действительно, такое было. Раньше «неотложники» принимались в порядке живой очереди участковыми терапевтами, что всегда вызывало недовольство сидящих в очереди людей, записавшихся на приём за несколько дней, порой даже возникали конфликтные ситуации. Теперь во всех поликлиниках созданы отдельные кабинеты неотложной помощи. Для удобства они были переведены на первые этажи. В них имеются развёрнутый ЭКГ-аппарат, глюкометр, аптечка для оказания неотложной медицинской помощи. Теперь врачи по графику дежурят в кабинетах неотложной помощи, ведут приём больных с высокой температурой, высоким артериальным давлением, болями неясного генеза, выписывают больничные. В среднем по 70-80 человек в день проходит через эти кабинеты, работающие в две смены – с 8 утра до восьми вечера. Таким образом, ещё один фактор, вызывающий недовольство, был снят.
Также всегда вызывала возмущения больных процедура выписки льготных рецептов. Она занимает достаточно много времени. Нужно внести необходимые записи в карточку, сходить в кабинет регистрации льготных рецептов, затем – к заведующему на подпись. Как решили этот вопрос, например, в поликлинике №1? Выделили отдельный кабинет, он находится рядом с кабинетом заведующего. Медсестра выписывает льготный рецепт, она же регистрирует его в журнале, тут же работает один медрегистратор, который идёт к заведующему подписать этот рецепт. То есть больной не ходит из кабинета в кабинет, как раньше. В этом же кабинете есть глюкометр - для того, чтобы измерить уровень сахара в крови у диабетиков перед выпиской льготного лекарства.
Ещё хотелось бы рассказать, как в поликлинике №1 была реорганизована процедура прохождения диспансеризации. Кабинет диспансеризации находился на втором этаже. Больному нужно было идти на первый этаж в лабораторию для сдачи анализов, в глазной кабинет – для определения внутриглазного давления и в кабинет функциональной диагностики на третьем этаже – снимать ЭКГ и так далее. То есть он ходил с этажа на этаж. Что мы сделали на сегодняшний день? Выделили отдельное крыло на первом этаже под кабинет диспансеризации, сделали ремонт, теперь здесь, в одном месте, можно заполнить анкету, пройти сразу ЭКГ, измерить вес, рост, внутриглазное давление, тут же расположены кабинеты забора крови и забора мочи. Согласитесь, это удобно и экономит время и нервы пациентов.
Постепенно были введены такие изменения, которые на первый взгляд не видны, но привели к положительным результатам для пациентов. Например, кабинет эндокринолога в первой поликлинике оснастили аппаратами для измерения сахара, чтобы не отправлять больного в лабораторию, а затем приходить на повторный приём, а сразу же, при первом визите, откорректировать лечение. Постепенно переходим на работу с электронной медицинской картой, по выдаче электронных больничных, приведению рабочего места врача по системе 5С и так далее…
- Итак, какой вывод мы можем сделать? И есть ли планы на будущее по проекту «Бережливая поликлиника»?
- Продуманная логистика кабинетов и маршрутизация больных позволили добиться тех результатов, к которым мы стремились: исключены ненужные перемещения пациентов, сбалансирована загрузка врача и медсестры, увеличено время работы врача непосредственно с пациентом.
Планов много – систематизировать работу процедурных кабинетов, физкабинетов, ввести в них электронную очередь. В данный момент записаться на приём к офтальмологу ввиду острой нехватки кадров большая проблема. В связи с чем планируем в первой поликлинике ввести доврачебный офтальмологический кабинет, где будут работать опытные медсёстры, они замерят внутриглазное давление, проверят остроту зрения, подберут очки, определят необходимость срочной консультации.
А в целом – основная задача, конечно же, стоит перед нами серьёзная, - положительный опыт по реализации проекта «Бережливая поликлиника», который наработан на сегодня, внедрить во все остальные поликлинические отделения городской больницы.

 


Другие статьи

Жители домов по ул.Дзержинского, 12 и ул.Социалистическая, 76-а приняли участие в благоустройстве своего двора. Фото: Наиль Фахреев, «КЗ». Субботники – вклад граждан
Автор: Наиль ФАХРЕЕВ
Нефтекамцы принимают участие в рейтинговом голосовании. Фото: Руслан Никонов, «КЗ». Сквер или озеро?
Автор: Наиль ФАХРЕЕВ
Аварийные бригады готовы к ликвидации последствий урагана. Фото: Руслан Никонов, «КЗ». Учения прошли успешно
Автор: Равиля Решетникова
Каждое появление на сцене ансамбля Сезон открывает филармония!
Автор: З.Азнабаева, руководитель литературно-драматической части НГФ
Организаторы подготовили для новобранцев ряд испытаний. Фото: Руслан Никонов, «КЗ». «Позвала их Россия!»
Автор: Елена АЛЛАЯРОВА
«Нас всех ждут дома!» «Нас всех ждут дома!»
Автор: Л.Хабибуллина, инспектор по пропаганде БДД ГИБДД ОМВД России по г.Нефтекамску.
На прием к депутату в Нефтекамск приехали и жители близлежащих районов. В частности, из Калтасов приехала целая делегация. Жители Калтасинского района подняли наболевшие проблемы — закрытие роддома и медицинской лаборатории в районе, закрытие десятков шко С наболевшим – к депутату Госдумы
Автор: Людмила Маннанова
Фото: Руслан Никонов, «КЗ». Пенсионная реформа
Автор: Людмила Маннанова
Фото из архива редакции. Капремонт жилфонда. Предварительный список
Автор: Наиль ФАХРЕЕВ
В мастерской. Ралиф Таздинов у своего станка с ЧПУ. Фото: Руслан Никонов, «КЗ». Рельефные картины Ралифа Таздинова
Автор: Миляуша Сиразетдинова