Там, где было село в полторы сотни домов и около тысячи жителей, сегодня возвышается лишь часовня, постоянная на месте алтаря храма Светителя Василия Великого Там, где было село в полторы сотни домов и около тысячи жителей, сегодня возвышается лишь часовня, постоянная на месте алтаря храма Светителя Василия Великого

Старый Новый год

Автор: М. Ершов

Первое упоминание о Кельтешке было в 1811 году, где указывалось, что село входило в Кутеремскую волость Бирского уезда и было расположено в низменной равнине, в южном крае надела, в 120 верстах от Бирска и в 30 верстах от села Николо-Березовка. При селе река Малый Кельтей, пригодная для устройства мельниц. Население – русские, удельные. Надел на 180 ревизионных душ (только мужчин) в одном месте. В селе было 25 веялок, 1 лавка, 1 маслобойка и 2 кузницы, 6 водяных мельниц, 1 – ветряная. Церковь – православная, Васильевская (в память святителя Василия Великого, праздник в честь него отмечается 14 января, то есть в Старый Новый год), при которой была церковно- приходская школа. В 1877 году в с.Кельтешка насчитывалось 87 дворов, в которых проживало 443 жителя, а в 1917 году уже 149 и 862 соответственно.
Для людей пожилого возраста престольный праздник не вызывает недоумения. А для молодых скажу – это праздник приглашения к общему столу всего села, где были рады любому гостю и старались накормить и напоить от души. Именно таким престольным праздником и был Старый Новый год на моей родине, на который приезжали, как правило целыми семьями, бывшие жители села, покинувшие его по различным причинам, а также званые гости. Самыми уважаемыми из гостей были уфимцы, камбаряки, пермяки и, как мне кажется сегодня, данное уважение основывалось, в основном, на дальности пути, который нужно было преодолеть в непростое зимнее время до родного села. Этому празднику рады были все: старики, степенные мужи, серьезные хозяйки и дети.
Я не могу рассказать, проходил ли этот праздник, скажем, в предвоенный период и после Великой Победы над фашизмом. Мои предки не были особо разговорчивыми о событиях того времен.
В конце 50-х годов прошлого века встреча Старого Нового стала оживать. Церковь в те годы уже была давно закрыта и превращена в клуб, зернохранилище и склад удобрений под одной крышей, колокольня отсутствовала. Будучи школьниками младших классов, мы исползали все полы и крыши неработающего храма, так как он располагался недалеко от школы, на высоком холме под названием «поповская гора», который был местом встречи и катания на «санках-лотках» жителей и гостей, приехавших на престольный праздник.

Это праздник приглашения к общему столу всего села,где были рады любому гостю и старались накормить и напоить от души. Именно таким престольным праздником и был Страрый Новый год на моей родине.

Мужчины собирались в несколько групп, беседуя с гостями, а женщины чаще всего пели, слова многих тех песен я выучил именно тогда, во время незабываемых старо-новогодних «концертов».
Молодые парни катали с горы девушек на «санках-лотках». Это солидное деревянное изделие, представляющее собой добротный стул, с широким сиденьем, крепко закрепленным на широкой доске, нижняя часть скользящая по снегу, обмазывалась «спецсоставом» и наращивалась тонким слоем льда. Скольжение лотка было изумительным.
Принцип катания был весьма прост: девушка садилась на сиденье данной конструкции, юноша, держась за удлиненные вверх задние ножки «стула» отталкиваясь ногой, становился на выходящий конец, обледенелой снизу доски с криком «Берегись» – давал «карете» ход. Нам, мальчишкам, доставалось место на передней части обледенелой доски, у ног девушки. Но за полученное удовольствие приходилось рассчитываться – поднимать назад данный вид транспорта на гору.
Праздник продолжался несколько дней и, конечно, зависел от погодных условий. Если погода не позволяла устраивать гулянья на свежем воздухе, то они начинались по домам – семейным застольем, но затем, как правило, шло интенсивное перемещение гулящих по родственникам или друзьям.
Кельтешка... Стертое с лица Земли село, не паханная земля, на которой растут травы выше человеческого роста. На месте некогда богатого села, в полторы сотни домов и около тысячи жителей, сегодня возвышается лишь мемориал-часовня, построенная на месте алтаря храма Святителя Василия Великого. Сам храм зимой 1996–1997 гг. был разобран и перевезен в с.Калтасы и 12 сентября 2004 года был освящен. А на стенах построенной часовни к осени 2011 года мы разместили фамилии, имена и отчества своих земляков, кто ковал победу советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Хочется в канун светлого, доброго престольного праздника села Кельтешка – Старого Нового года, сказать всем, кто принимал участие, переживал по поводу строительства в пустом поле мемориала-часовни, большое человеческое спасибо. Я еще раз убедился в том, что в нашем крае людей, способных оказать любую помощь в деле сохранения памяти о предках, умеющих любить, воспитывать детей, растить хлеб и защищать свою Родину, – тысячи, сотни тысяч.
Уважаемые земляки с праздником вас со Старым Новым годом, а вас, кельтешинцы, – с престольным праздником, праздником села. Помните прошлое, обсуждайте сегодняшнее, мечтайте о завтрашнем.

 


Другие статьи

Магдалина Владимировна в свои без малого 90 лет не сидит без дела, вяжет вот такие красивые косынки, которыми одаривает родню и друзей, выращивает рассаду и внимательно следит за политическими событиями в стране и мире. «Я помню и войну, и голод»
Автор: Людмила Сабитова
Центр города. Город андеграунда, свободы и небоскрёбов
Автор: Юлия Вахитова
Работы по строительству второй полосы на ул. Карла Маркса продолжаются в усиленном темпе. Фото: Руслан Никонов, «КЗ». Нефтекамск объединит тротуарное кольцо
Автор: Зиля Амирова
Режиссёрская команда в обсуждении рабочих моментов. Фото: Руслан Никонов, «КЗ». Добро пожаловать на фестиваль дружбы!
Автор: Миляуша Сиразетдинова
Р.Х.Марданов (на фото слева) побеседовал с жителями Амзи. Фото: Руслан Никонов, Заинтересованным взглядом
Автор: Равиля Решетникова
С 1 октября 2018 года нефтекамцы будут платить за тепло только в течение отопительного периода. ФОТО: Руслан Никонов, «КЗ». Обратите внимание. Переход на прозрачный расчёт
Автор: Алексей ШУШПАНОВ
Идёт реставрация храма. Фото: Руслан Никонов, «КЗ». Храм в строительных лесах
Автор: Г.ЗАВЬЯЛОВА, заслуженный работник культуры БАССР.
Ворота «Тороса» беззащитны перед «Молотом-Прикамье». Фото: Руслан Никонов, «КЗ». Начали с поражений
Автор: Наиль ФАХРЕЕВ
Чеканя шаг, вошли на площадь участники парада. Фото: Руслан Никонов, «КЗ». Память должна жить в веках
Автор: Зиля Амирова
Работники ООО «Нефтегазстрой» выполняют капитальный ремонт магистрального трубопровода ТМ-7 на перекрёстке улицы Парковой с Комсомольским проспектом. Конечно, работы осложнили жизнь прежде всего водителям автотранспорта. На проведение ремонта отведён трет Долг за тепло вырос
Автор: Наиль ФАХРЕЕВ