Народный писатель РБ Тансулпан Гарипова поведала читателям о своей жизни и творчестве. Фото: Руслан Никонов, «КЗ». Народный писатель РБ Тансулпан Гарипова поведала читателям о своей жизни и творчестве. Фото: Руслан Никонов, «КЗ».

В вихре столетия

Автор: Елена АЛЛАЯРОВА

Прочитать книги — это одно, а услышать историю их создания из уст самого автора — совсем другое. Централизованная библиотечная система г. Нефтекамска осуществила мечту почитателей таланта Тансулпан Гариповой, народного писателя Республики Башкортостан, прозаика, драматурга и публициста, организовав встречу в нашем городе.
Зрители с нетерпением ждали подробного рассказа о том, как рождались образы и сюжеты нашумевших в последние десятилетия книг. Тихим голосом Тансулпан Хизбулловна завела речь, но каждое её слово было слышно отчётливо — в зале историко-краеведческого музея, где и проходила встреча, воцарилась глубокая тишина.
В тяжёлое послевоенное время четвёртым ребёнком в семье родилась Тансулпан – всеобщая любимица. Отец её прошёл всю войну, выжив в страшной битве под Сталинградом, но в 1954 году, спасая людей во время валки леса для строительства колхозного коровника, погиб. Мать-учительница с утра до вечера была занята на работе, поэтому домашнее хозяйство ей помогали вести семилетняя Тансулпан и её брат-подросток, две сестры к тому времени уже выпорхнули из родного гнезда. Вскоре и брата забрали в армию... Когда подружки досматривали седьмые сны, десятилетняя Тансулпан была уже на ногах, косила сено, пока роса не сошла. В её обязанности входили и уход за скотом, и заготовка дров, и прополка огорода.
Тяжёлая крестьянская жизнь многому научила и закалила девочку, но отняла детство. Однако и ей доставались радостные минуты свободного времени. Если в младших классах Тансулпан играла с самодельными куколками, выдумывая сложные роли для своих персонажей, то будучи постарше эти драгоценные минуты посвящала в первую очередь чтению книг. К старшим классам многие произведения классиков, как русских, так и зарубежных, были прочитаны. На домашнее задание часто не оставалось времени и… керосина. Но смышлёная ученица улавливала всё на уроках. К точным наукам относилась халатно, но оценок ниже «четвёрки» не допускала – «мама – учитель, что люди скажут!». Праздниками становились те дни, когда задавали на дом сочинение на свободную тему. С радостью она писала и пьесы для школьных спектаклей. В это время и начали всходить первые ростки большого творчества.
Окончив восьмилетку в родной деревне Кусеево Баймакского района, Тансулпан продолжила учёбу в Тубинске – в 25 километрах от дома. Пешком ходила через Ирендыкские горы и в дождь, и в снег. О волках, про которых напишет она потом в своих произведениях, знала не понаслышке, встречалась с глазу на глаз.
После школы два года проработала библиотекарем, а в 1968 году поступила учиться в Уфимский государственный университет, после окончания которого стала работать в Институте истории, языка и литературы Уфимского филиала Российской академии наук. Работа есть – но практически нет в советском государстве башкирской литературы. Как применить свои знания на деле? В 30 лет Тансулпан Гариповой пришлось самой взяться за перо, так родился первый рассказ «Вишня полевая». Муж тайно отнёс рукопись в редакцию. После публикации рассказ быстро стал популярным, его перепечатывали журналы, читали по радио.
Тансулпан Хизбулловна вдохновилась, решила продолжить дальше. Но, тяжело заболев, попала в больницу. Отчаявшись, она попросила передать рукописи в Союз писателей. Каково же было её удивление, когда спустя несколько месяцев она получила бандероль с первыми экземплярами книги «Вишня полевая»! С первых шагов творчества Тансулпан Гарипова показала себя мастером слова. Следом вышли книги рассказов и повестей: «Голубиная песня», «Луна и солнце – едины», «Кадрия», «Одинокий беркут кружит в небе», «Вечная тоска» и другие. Её произведениями зачитывались, покоряясь богатством художественно-изобразительных средств, нравственным содержанием.
Если первые книги были написаны под впечатлением детства, то вскоре пришла пора создавать свой истинно-художественный образ. В то время начался сложный перестроечный период. Писательница ушла в драматургию. Вскоре появились пьесы: «Белый тополёк», «Песнь во сне», «Убежавшие в счастье», «Не улетайте, журавли!», «Девушка в монистах», «Гильмияза». Спектакли, поставленные по пьесам Т.Гариповой, успешно идут в театрах республики и по сей день, а по киноповести «Летний камень» снят полнометражный художественный фильм «Седьмое лето Сюмбель», завоевавший премию критиков «Золотой слон» на Международном кинофестивале.
Ярким и самобытным явлением стал роман-эпопея «Бурёнушка», созданный автором в течение семи лет. Изначально роман состоял из одной части, заканчивающейся трагической гибелью главной героини. «Зная, что придётся писать продолжение, я бы ни за что не дала ей умереть, боролась бы до последнего!» - говорит автор, болеющая душой за каждого своего персонажа. Но читатели буквально заставили написать продолжение. Так появилась пенталогия, в которой прослеживается столетняя история башкирского народа, освещается вечная борьба между добром и злом, создаётся галерея ярких образов башкирских женщин, хранительниц очага, продолжательниц жизни. Восхищаешься мастерством автора, сумевшего переплести все пять частей романа, как сложную девичью косу, из которой не выпала ни одна прядь.
В 2004 году роман был объявлен произведением года, а в 2006 году его автору была присуждена государственная премия имени Салавата Юлаева.
Благодаря переводчику Марселю Гафурову «Бурёнушка» стала доступна более широкому кругу читателей. Те, кто читал произведение на башкирском и русском языках, отметили, что язык оригинала невозможно перевести на другой. Но талантливый переводчик уловил мелодию великого произведения. Роман, действительно, певуч, и не мудрено, ведь Тансулпан Хизбулловна – прекрасная исполнительница протяжных народных песен. В этом читатели сами убедились на встрече. От её глубокого голоса, как и от произведений, по коже бегут мурашки.
Театр, проза и публицистика у Т.Гариповой, как три коня в одной упряжке. Все произведения в хронологическом порядке должны войти в семь томов, два из которых уже вышли в свет.
…Куда только не бросала жизнь известную писательницу: редакция газеты «Серп и молот» (Учалы), организация Учалинского отделения Союза писателей РБ и работа в нём, преподавательская деятельность, создание башкирской редакции Сибайского телевидения, детских передач, общение с молодыми начинающими литераторами, работа в журнале «Ватандаш» (Уфа). Ночами она сидела над своими собственными рассказами, пьесами, романом. Успевала уделить внимание и самым близким людям: мужу и двум сыновьям. Сейчас сыновья живут своими семьями, но стараются чаще собираться вместе, чтобы вспомнить былые годы. А поговорить есть о чём.


Другие статьи

Фонтан при благоустройстве территории останется центровым фрагментом, а вокруг всё существенно преобразится. Фото: Наиль Фахреев, «КЗ». Не успеть нельзя
Автор: Наиль Фахреев
Ф.Я.Фархатшина – подлинный первостроитель Нефтекамска. Фото: Руслан Никонов, «КЗ». «Моей вины здесь нет»
Автор: Наиль ФАХРЕЕВ
Рисунок: Эльвина Мазитова. Природа в остатке?
Автор: Таклима ХУЗИНА
На станции ультрабыстрой зарядки электробуса. Электробусы для Москвы
Автор: Равиля Решетникова
В мастерской. Ралиф Таздинов у своего станка с ЧПУ. Фото: Руслан Никонов, «КЗ». Рельефные картины Ралифа Таздинова
Автор: Миляуша Сиразетдинова
Елабуга – родина художника И.И.Шишкина. Фото: Александр Новиков. Он миру показал Россию
Автор: Александр Новиков
Фото: Лия Сабитова. День Весны и Труда
Автор: Елена Аллаярова
Фото: Руслан Никонов, Я иду на выборы!
Автор: 
Возложение цветов к памятнику воинам-интернационалистам. Фото: Равиля Решетникова, «КЗ». Через всю Башкирию
Автор: Равиля РЕШЕТНИКОВА
Фото: Руслан Никонов, Трудовой народ – и танцует, и поёт!
Автор: Елена Аллаярова